Статья

Импортозамещение: обязанность или новые возможности

Конференции Российское ПО Маркет
, Текст: Наталья Рудычева

Российские компании готовы предложить решения, способные полностью заменить импортные аналоги. Однако заказчики не слишком торопятся отказываться от имеющихся решений и сомневаются не только в функциональности и надежности российских аналогов, но и в экономической эффективности такой замены. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Импортозамещение 2019».

Александр Глазков: Мы знаем, как объединить импортозамещение и цифровизацию

Импортозамещение пока является барьером на пути цифровизации. О том, как его преодолеть, рассказал Александр Глазков, председатель совета директоров «Диасофт».

CNews: Какова, по вашему мнению, роль импортозамещения в цифровой трансформации?

Александр Глазков: Импортозамещение – важный фактор, влияющий на финансовый рынок в России. Законодательство ужесточается и обязует организации перейти на использование отечественного ПО, поэтому цифровую трансформацию необходимо проводить в условиях импортозамещения.

К сожалению, пока мы отмечаем, что задачи цифровой трансформации, использования современных технологий и российского ПО решаются параллельно, без явных точек пересечения. Инструментально-технологический стек, который использует большинство финансовых организаций, остается не российским. Стек технологий можно сделать российским, так как в его основе – открытое ПО, но для этого потребуется время и существенное финансирование со стороны государства.

Таким образом, политика импортозамещения в современных условиях становится некоторым барьером, но его можно и нужно преодолеть.

CNews: Как может быть организован процесс перехода на российские решения?

Александр Глазков: В решении задач импортозамещения с применением новейших технологий у России есть уникальная возможность взять под контроль продукты с открытым кодом, на базе которых будут разрабатываться необходимые ИТ-решения.

Главная задача – выработать и сделать обязательными для всех участников рынка требования к архитектуре тех решений и к тем технологиям, которые государство посчитает важным использовать. Сегодня только государство может выделить необходимое финансирование и стать полноценным заказчиком нового технологического стека.

CNews: Какую стратегию импортозамещения вы считаете наиболее эффективной?

Александр Глазков: Можно выделить два ключевых фактора успеха цифровой трансформации – правильный архитектурный подход и сверхнадежные технологии. При этом для решения задач цифровой трансформации в рамках выполнения стратегии импортозамещения мы в компании выработали три подхода.

Первый – разработка нового функционала. В случае наличия небольшого функционала его можно реализовать на базе существующих российских решений. При этом обязательно наличие правильной архитектуры решения и современного микросервисного стека технологий.

Современное решение должно поддерживать цифровые каналы, быть сверхнадежным и обладать способностью к быстрым, непрерывным изменениям. Самое правильное в данной ситуации – использовать российскую платформу, обладающую нужными свойствами. Например, мы развиваем нашу собственную платформу Diasoft Framework с 2007 года, и более 50 организаций в разных секторах экономики уже выбрали ее. Второй подход – это миграция решения с помощью специализированного инструмента. Если функционала много, внедрять его заново абсолютно не рентабельно, это потребует огромного количества времени и денег. В итоге нет гарантии, что готовое решение обеспечит требуемую скорость внесения доработок. Наиболее оптимальный вариант в условиях импортозамещения – миграция решения целиком.

Уже 12 лет мы развиваем направление Diasoft Legacy Renovation. У нас есть опыт миграции на нашу платформу, как устаревших технологий, так и западных решений, что особенно актуально сегодня. Текущие возможности позволяют нам автоматизировано, с минимальным ручным вмешательством перевести прикладное решение с платформы SAP на систему «Диасофт».

Если решение многокомпонентное, не очень гибкое, целесообразно исключить из него критически важные для его работы иностранные компоненты, заменив их российскими. В этом заключается третий подход. Самое важное, по нашему опыту, это заменить СУБД, так как именно в ней находятся критически важные данные для бизнеса. Для решения этой задачи у нас есть инструмент Diasoft Database Adapter. Таким образом, стратегия импортозамещения предполагает формализацию требований к российскому ПО со стороны государства, а также инициативу каждой отдельной организации, которой необходимо выбрать оптимальный путь перехода к использованию отечественных разработок.

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2018

№ 2018 Название компании Совокупная выручка компании в 2018 г., c НДС, ₽тыс. Рост выручки 2018/2017
1 НКК 207 948 225 10%
2 Ланит 164 241 330 20%
3 Epam 115 255 716 36%
4 Softline 94 820 000 32%
5 51 400 000 20%
6 Лаборатория Касперского 45 404 040 12%

смотреть полный рейтинг

Крупнейшие ИТ-разработчики России 2018

№ 2018 Название компании Город (расположение центрального офиса) Выручка от продажи продуктов собственной разработки (АО, ПО, в том числе продукты, поставляемые по модели SaaS) в 2018 г., с НДС, ₽тыс.
1 Москва 51 400 000
2 Лаборатория Касперского Москва 45 404 040
3 ЦФТ (Центр Финансовых Технологий) Москва 16 445 791
4 СКБ Контур Екатеринбург 13 400 001
5 Nexign (Петер-Сервис) Санкт-Петербург 7 066 838

смотреть полный рейтинг