Можно предполагать, что этот год будет переломным не только в плане регулирования IP-телефонии, но с точки зрения предоставления новых услуг операторами. Вся предыдущая история развития сервисов на базе интернет-протокола показала, что IP-телефония, по сути дела, пыталась догнать телефонию классическую (и перегнать ее). Теперь, похоже, это время уходит.
Современный рынок IP-телефонии можно разделить на три сегмента: межоператорский, корпоративный и рынок частных клиентов.
Структура VoIP-трафика и доходов по источнику
По мнению руководителя направления VoIP компании РТКомм Ильи Федорушкина самая большая доля IP-трафика в России приходится на межоператорский рынок, однако по объему доходов все еще лидирует «карточный» бизнес. Какие сервисы востребованы на сегодняшний день на рынке частных клиентов и организаций?
Распределение трафика по источнику
Источник: РТКомм на основе обработки данных Json&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek
По данным г-на Федорушкина, основной и самой популярной услугой у граждан по-прежнему является голосовая дальняя связь по сниженным тарифам, и лишь малая часть частных клиентов пользуется услугами получения номерной емкости, то есть телефонизацией своего жилья альтернативными способами.
Распределение доходов по источнику
Источник: РТКомм на основе обработки данных Json&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek
Для корпоративного сектора также важно снижение тарифов на дальнюю связь; далее по приоритету следуют услуги по получению номерной емкости и по организации межофисной связи. Кроме того, в последнее время активно развиваются такие направления, как сервисы на базе call-центров и LAN-телефонии.
Новые услуги козыри крупных провайдеров
Как мы уже писали в предыдущем обзоре, больше всего козырей на российском рынке IP-телефонии находилось на руках у крупных провайдеров доступа в интернет. Эта тенденция подтвердилась и в прошедшем году. В частности, к одному из наиболее масштабных проектов этого года в классе операторской IP-телефонии можно отнести проект «Центрального Телеграфа» под названием «МультиТел», который предусматривает создание мультисервисной системы предоставления услуг, включая услуги IP-телефонии, действующей на всей территории России. В настоящее время на основе этого проекта, который был впервые продемонстрирован на выставке «ИнфоКом-2003» («Инфокоммуникации России XXI век»), проводится модернизация пунктов предоставления услуг документарной электросвязи в московских почтовых отделениях.
Тем временем компания «Инолайн» объявила об официальном открытии в Рунете сервиса IP-телефонии Timephone, который предполагает звонки с компьютера на любой телефон в мире (PC to Phone). Услуга адаптирована для стран России, СНГ и Балтии. Звонки с компьютера выполняются при помощи программы Timephone Dialer, которая предоставляется бесплатно. Покупку карт Timephone можно выполнить как обычным способом, так и не отходя от компьютера в режиме реального времени; при этом ПИН-код карты доставляется по электронной почте. Принимаются платежи через Webmoney, E-gold, E-port, «Yandex-деньги», кредитными картами. Для теста связи предусмотрены бесплатные звонки с компьютера на телефоны: офиса, технической поддержки и службу точного времени города Москвы. На сайте также представлен стенд, на котором можно сравнить качество звука для разного типа соединений при звонках компьютер-телефон и услышать реальную задержку. Гарантами безопасной работы проекта служат сертификаты Webmoney, SSL, обеспечивающие повышенную защищенность и корректность операций. В любое время пользователь может контролировать состояние своего счета.
В данной бизнес-модели, как, впрочем, и с точки зрения технологий вряд ли можно найти что-то принципиально новое. Однако рынок подобных услуг, оказывается, имеет право на жизнь. По мнению Игоря Масленникова, генерального директора CTI, услуги Net-to-Phone особенно популярны в провинции, где люди любят звонить с рабочего компьютера по своим личным делам. Это можно понять, если учесть, что телефонные переговоры через «восьмерку» с работы, как правило, контролируются начальством, а звонить из дома невыгодно по экономическим соображениям, либо просто нет стационарного телефона.
Но, пожалуй, одной из самых интересных услуг является сервис, анонсированный в декабре прошлого года. Тогда у столичных пользователей карт IP-телефонии появилась возможность самостоятельно выбирать стоимость и качество звонка на любое интересующее направление в режиме реального времени электронная биржа по продаже IP-трафика VoIPeXchange начала продвигать новый сервис, ориентированный на конечных потребителей. По мнению создателей проекта, эта услуга поможет абонентам-пользователямIP-карт, которые до сих пор звонили по фиксированным ценам, почувствовать себя независимыми от операторов связи. Новая карта, которую VoIPeXchange начала продвигать под брендом «МТК» («Моя Телефонная Карта»), позволяет абоненту самостоятельно выбирать тариф и качество на желаемое направление. Для этого необходимо войти в интернет и набрать код нужного направления, а система предоставит возможность выбора тарифов более чем у 1500 операторов связи по всему миру. Если технология приживется на московском рынке, VoIPeXchange намерена перенести этот проект в регионы.
Основные услуги, продвигаемые сервис-провайдерами, были ориентированы, в большей степени, на частный и корпоративный сектор в части снижения тарифов на дальнюю связь. Другой нишей для операторов может стать корпоративный сектор в плане разворачивания более «продвинутых» услуг, например таких, как разворачивание центров обработки вызовов, услуг IP-Centrex и пр.
Однако говорить о том, что развитие направления по предоставлению услуг корпоративным пользователям идет полным ходом, еще преждевременно. Пока можно лишь констатировать, что рынок присматривается к тому, чтобы «ввязаться в бой». Предоставлять услуги на базе IP крупным и средним предприятиям и организациям намерены и магистральные операторы, например, РТКомм. Об этом сообщил представитель компании Илья Федорушкин.
«Сегодняшняя ситуация такова, что если вы стоите на месте, это означает, что компания немного сдвигается назад. Появляющиеся новые сервисы и конкуренты не дадут вам спокойно жить, предупреждает Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems. Вы либо остаетесь на рынке с новыми предложениями, либо уходите с него».
На пути развития рынка услуг для корпоративного сектора, по мнению специалистов, работающих в сфере IP-телефонии, стоит проблема небольшого ассортимента технических средств для предоставления услуг корпоративным пользователям. Однако эксперты выражают надежду, что ситуация в скором времени должна измениться.
Бизнес-моделиIP-телефонии
На межоператорском рынке главными «действующими лицами» являются магистральные операторы, имеющие возможность занять нишу, которая позволит им предоставлять своим клиентам-операторам единую среду для VoIP-трафика качественно и по приемлемым ценам. Какие инструменты должен предоставить магистральный оператор своим клиентам-операторам, для зарабатывания денег на корпоративном и частном секторе?
«Очевидно, что вводить в регионе новые услуги, приобретать оборудование и программное обеспечение, не зная наверняка, будут ли эти услуги востребованы, может позволить себе и решиться на это далеко не каждый оператор, считает Илья Федорушкин. Магистральный же оператор может иметь все эти услуги у себя, и аутсорсить их для операторов, которые работают на региональных рынках. В этом случае затраты региональных операторов будут минимальны, и в любой момент они могут отказаться от них без больших финансовых потерь».
На корпоративном рынке магистральный оператор может работать с крупными и средними корпоративными клиентами, как напрямую, так и через региональных операторов-партнеров. Что касается сегмента частных пользователей, то этот рынок не является для магистрального оператора интересным слишком хлопотно на него выходить.
Технические возможности магистральных операторов вполне позволяют им реализовать описанные выше бизнес-модели. Например, РТКомм имеет в своей сети около 120 точек присутствия есть возможность подключаться во многих городах России. К основным магистралям компании относятся STM-1, кольцо SТМ-4 (Москва-Лондон-Стокгольм-СПб-Москва); в планах РТКомм построение дополнительных узлов во Франкфурте и других городах.
Внушительно выглядит телекоммуникационная инфраструктура и другого магистрального оператора ЗАО «Компания ТрансТелеКом», основу которой составляет волоконно-оптическая сеть связи протяженностью более 45 тысяч км. На базе этой сети, «ТрансТелеКом» предоставляет, в том числе, и услугу транзита и терминации трафика IP-телефонии. Она состоит в передаче трафика VoIP по сети IP MPLS с распределением его в телефонные сети общего пользования (ТФОП) и предлагается операторам IP-телефонии и корпоративным клиентам.
Что касается более мелких операторов IP-телефонии, то они, в основном, зарабатывают деньги на предоставлении «карточных» услуг, а также на терминации и транзите VoIP-трафика и прочих услугах.
Бизнес-модель регионального узла сети «OSS-Net», разработанная для партнеров Корпорации ОСС, содержит в себе базовые рекомендации по ведению бизнеса оператора IP-телефонии, присоединившегося к сети компании. Она охватывает основные аспекты деятельности регионального оператора от этапа создания узла IP-телефонии до постановки регулярного менеджмента и выработки целей и миссии компании.
Качество сервиса в операторских IP-сетях
Конечному пользователю, по большому счету, все равно, как организованы сети IP-телефонии, какое оборудование в них используется, какие варианты межоператорского взаимодействия задействованы и пр. Потребителя волнуют, прежде всего, тарифы и качество связи (при этом у корпоративных пользователей вопрос качества, как показали исследования, стоит по приоритетам на первом месте). Как контролируется качество голоса и соединений у российских операторов IP-телефонии?
По словам Ильи Федорушкина на сегодняшний день механизмов мониторинга и контроля качества в сети этого оператора нет, хотя установка систем для решения этих задач планируется на начало 2004 года. Пока же качество услуг в сети РТКомм обеспечивается средствами MPLS.
Говоря о проблеме качества в операторских сетях IP-телефонии, стоит обратиться к зарубежному опыту. В компании ITXC, например, используют набор таких параметров, как IPR, ASR и NER (терминология ITU международного союза электросвязи). IPR характеризует «чистое» выполнение соединения, включающее ситуацию, когда абонент не отвечает и ситуацию с неправильно набранными цифрами; ASR коэффициент захвата ответов отношение успешных попыток установить соединение к их общему часлу; NER коэффициент эффективности сети является дополнением к коэффициенту захвата (блокирования). Например, NER на уровне 99% означает, что 99% всех вызовов проходят без блокировки.
Не менее важен показатель качества передачи голоса по шкале MOS (так называемая усредненная экспертная оценка). Этот параметр может измеряться в автоматическом режиме при помощи специального оборудования различных производителей. Среди других параметров качества величина задержки (Post Dial Delay, PDD), и другие характеристики, позволяющие оценить способность успешно осуществлять факсимильные и модемные соединения, их скорость и пр.
Впрочем, подобный контроль качества IP-телефонной связи производится и у ряда крупных российских операторов. Так, качество в сетях VoIP оператора «Эквант» обеспечивается за счет собственной сети MPLS с поддержкой QoS, за счет маршрутизации в соответствии с матрицей BCR и за счет наличия системы мониторинга и управления качеством (как для параметров IP-сети, так и для голосовых параметров).
В частности, у «Экванта» имеются следующие системы контроля качества:
система контроля качественных параметров сети IP (время прохождения пакета, вариация задержки, потеря пакетов);
система контроля качественных параметров для совершенных вызовов (Post Dial Delay, Average Seizure Ratio и др.);
система анализа качественных параметров при терминации на сторонних операторов (наличие эха, прохождение факсов, уровень сигнала и шума и др.).
По мнению Ярослава Городецкого, начальника отдела разработки и внедрения новых продуктов компании «Эквант», для того, чтобы достичь высокого качества услуг в сетях IP-телефонии, необходимо выполнение следующих условий:
наличие у оператора IP-сети с поддержкой QoS;
терминация во внешние сети на операторов с высоким качеством услуг;
наличие у оператора IP-телефонии системы проактивного мониторинга и управления качеством на собственной сети.
По данным генерального директора ЗАО «VoIP eXchange» Андрея Воронина, автоматическая система контроля качества на бирже VoIP-трафика позволяет оперативно приостанавливать действие заявок на терминацию при невыполнении минимально допустимых требований по таким значениям показателей, как ASR (Answer Seizure Rate процент успешных звонков), ACD (Average Call Duration средняя продолжительность разговора) и PDD (Post Dial Delay время установления соединения). Кроме того, на VoIP eXchange существует возможность получать статистику качественных показателей относительно конкретного узла покупателя и до каждого терминирующего шлюза. В частности, оценивается качество канала по маршруту медиа-адрес покупателя медиа-адрес поставщика. При этом не важно, скрыт ли шлюз за одним или несколькими софтсвичами или гейткиперами.
Отвечая на вопрос о конкретных значениях параметров качества в сети ITXC, исполнительный директор компании Ерик Вейс отметил, что они сильно варьируются в зависимости от конкретных маршрутов. Например, в Бангладеш гораздо более низкие значения этих параметров, чем в Сингапуре, поэтому говорить о каких-то обобщенных значениях параметров по всей сети, вне привязки к конкретному региону, невозможно. Ну и конечно, все очень сильно зависит от исходного потока трафика, от того, как он формируется.
В сети ITXC сформирован так называемый оперативный отчет (rapid report) специальное средство с доступом через веб-броузер, используя который операторы клиенты ITXC имеют возможность в реальном времени отслеживать параметры качества. Обсуждение вопросов качества с заказчиками по конкретным направлениям входит в обязанности менеджеров по продажам ITXC.
Говоря о качестве связи, Эрик Вейс привел любопытную цифру всего лишь 6% всех заявок о неполадках (trouble tickets) связаны с интернетом. «Этот факт очень сильно удивляет операторов, особенно традиционных, рассказывает г-н Вейс, что такой маленький процент всех проблем связан именно с интернетом».
Между тем, по данным руководителя направления VoIP компании РТКомм Ильи Федорушкина со ссылкой на исследования компаний Json&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek, основная доля российского IP-трафика от 75% до 85% «ходит» через публичный интернет, и лишь оставшиеся 1525% приходятся на выделенные каналы или сети MPLS/VPN.
VoIP-трафик внутри России
Источник: РТКомм на основе обработки данных Json&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek
Однако надо учитывать, что компания ITXC вложила большие средства в разработку и внедрение технологий «поверх интернета» с тем, чтобы он «работал нормально». «Поэтому вам надо либо делать такие инвестиции, либо работать в партнерстве с компаниями оптовыми операторами, которые эти инвестиции уже сделали», добавляет Эрик Вейс.
Впрочем, есть и другие варианты. Например, одни из партнеров ITXC используют, что называется, «длинные подъездные пути к интернету». Так, партнер может активировать ресурс IP-соединения между Камбоджи и Сингапуром, а уже в интернет выходить из Сингапура, где качество подключения к сети гораздо выше, чем в Камбоджи.
Комментируя вопрос о качестве сервисов в IP-телефонии, Игорь Масленников отметил, что проблемы, связанные с QoS в IP-телефонии, решаются средствами, принципиально отличающимися о тех подходов, которые используются в традиционной телефонии. В частности, в последней, представляющей из себя сеть коммутации каналов, измеряются различные характеристики этих каналов. Однако в случае VoIP никаких каналов принципиально не существует (это сеть коммутации пакетов), поэтому в настоящее время развивается следующий подход.
Во-первых, проблема качества решается за счет определенного интеллектуального динамического роутинга IP-телефонных вызовов (не IP-пакетов); во-вторых, внедряются средства постоянного мониторинга качества на разных уровнях с одновременным учетом результатов этого мониторинга в динамическом интеллектуальном роутинге.
Международный союз электросвязи (ITU), как недавно стало известно, принял решение о том, что вопросы измерения и обеспечения качества в сетях IP-телефонии будут решаться при помощи внедрения запатентованных алгоритмов на функциональных элементах сети (по сути, представляющих собой SBC). Эти алгоритмы, в частности, позволяют «на лету» оценивать качество реальных разговоров в терминах MOS. Этот момент, по мнению Игоря Масленникова, очень важен, так как до этого существующие методики измерения качества не работали в режиме реального времени.
«Магистральное направление по обеспечению качества по-прежнему останется таким, что сетевые элементы (вероятно, SBC) будут контролировать качество и анализировать его в реальном времени, и в зависимости от результатов, соответствующим образом обеспечивать маршрутизацию», считает г-н Масленников.
Тенденции развития операторских VoIP-сетей
Руководитель направления VoIP компании РТКомм Илья Федорушкин выделяет три основные характеристики сервисов для корпоративных и частных клиентов, которые будут развиваться в ближайшем будущем:
Мультисервисность;
Конвергенция;
Мобильность (получения услуг).
Мультисервисность подразумевает возможность предоставления клиентам любого вида телекоммуникационных услуг (передача данных, голоса и видеоизображений) при условии простоты и невысокой стоимости расширения этих услуг.
"Изначально клиент хочет получить базовые услуги, затем он «дорастает» некоторого расширенного набора услуг, и в будущем операторы будут вводить новые дополнительные услуги, развивать рынок, готовя его к вводу этих новых услуг", считает Илья Федорушкин.
Конвергенция это, по его мнению, предоставление всех видов услуг (передача данных, голоса и видеоизображений) по единой среде (по крайней мере, в ближайшем будущем такой средой будет IP) на едином оборудовании. Конечный пользователь будет получать эти услуги с помощью многофункциональных терминалов.
"Мобильность, очевидно, это получение расширенного набора услуг в любой точке; причем среда передачи может быть совершенно различной, считает Илья Федорушкин. Например, это может быть dial-up-доступ к VPN-сетям для входа в них и получения всех тех сервисов, к которым привык абонент, работая внутри офиса; это может быть и Wi-Fi, GPRS и т.д.
Основная тенденция развития сервисов на базе интернет протокола на ближайшую перспективу это, по мнению Игоря Масленникова, интеграция услуг, включающих передачу видеоизображений (так называемая концепция Triple Play) видеоконференц связь, «видео на заказ» и пр.
Виталий Солонин / CNews Analytics
Игорь Масленников: Вопрос развития IP-сервисов это вопрос развития широкополосного доступа
Российский рынок IP-телефонии продолжает демонстрировать устойчивый рост. О том, как будет развиваться ситуация в ближайшее время и о проблемах VoIP-рынка CNews.ru рассказал Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek и генеральный директор компании CTI.
CNews.ru: На 8-ой конференции по IP-телефонии с высоких трибун часто говорилось о передаче видео по IP-сетям, внедрении Triple Play и прочих «изысках», однако во многих российских городах и весях по прежнему остро стоит проблема обычного телефона (сотовая связь не каждому по карману, если нет фиксированной недорогой телефонии). Могут ли IP-технологии помочь в разрешении этой важной общегосударственной, в общем-то, проблемы?
Игорь Масленников: Безусловно. Мне вообще кажется очень странным, что сегодня, как и много десятилетий назад вопрос телефонизации деревень и отдаленных районов преподносится как что-то немыслимо сложное и непреодолимое.